Обслуживание компьютеров. Настройка компьютеров, серверов, АТС.


ИТ-аутсорсерам нужна "тренировка"

На российском рынке ИТ-аутсорсинга места пока хватает всем. Основной трудностью для компаний является далеко не конкурентная борьба, а психологическая неготовность заказчиков к потреблению подобных услуг и несовершенство законодательства. Станет ли ИТ-аутсорсинг в России стандартной практикой? Какие направления ИТ-аутсорсинга окажутся на пике популярности завтра? Об этом в интервью CNews рассказал заместитель генерального директора компании "Россервис" Борис Черноярский.

Интервью с топ-менеджером

Достаточно ли развит сегодня российский рынок ИТ-аутсорсинга? Насколько он, на Ваш взгляд, динамичен?

Борис Черноярский: На мой взгляд, этот рынок пока находится на начальной стадии развития, но развивается при этом крайне быстро. По нашему опыту общения с заказчиками на конференциях и круглых столах, в которых мы в последнее время принимаем активное участие, могу сказать, что вопросов у них накопилось много. То же самое наблюдается и со стороны компаний, предоставляющих услуги ИТ-аутсорсинга.

Готовы ли российские компании к тому, чтобы отдавать часть своих бизнес-процессов сторонней организации? В какой сфере аутсорсинг наиболее востребован?

Борис Черноярский: Заказчики отдают на аутсорсинг непрофильные бизнес-процессы или услуги, чтобы освободить ресурсы и силы для своей основной деятельности. Они к этому вполне готовы, но некоторая осторожность все еще присутствует. В данный момент идет процесс совместного формирования продуктов в сфере ИТ-аутсорсинга со стороны заказчиков и исполнителей. Первые определяют, какую услугу хотят получить, а вторые - как эту услугу реализовать, как подстроиться под требования потребителя, потому что готового продукта еще нет, он только формируется. Я думаю, что самое активное направление, где продукт уже сформирован - это аутсорсинг программного обеспечения. Аутстаффинг и аутсорсинг сервисных услуг пока далеко позади в своем развитии.

Борис Черноярский: ИТ-аутсорсинг - новый продукт, а новый продукт всегда интересен

Что кроме стремления избавиться от непрофильных бизнес-процессов может подталкивать заказчика к сотрудничеству с ИТ-аутсорсером?

Борис Черноярский: У каждой компании свои причины для обращения к ИТ-аутсорсеру. Банки, например, стремятся таким образом повысить свою конкурентоспособность, финансовую устойчивость. Госсзаказчики - решить кадровую проблему. Ведь оборудование и системы, которые они используют, с каждым годом становятся все более технологичными и сложными в управлении и обслуживании. При этом у государственных заказчиков очень остро стоит проблема квалифицированных кадров: нередко ИТ-специалисты, инженеры предпочитают уходить в коммерческие структуры, где заработная плата выше.

Какие еще факторы можно назвать движущей силой рынка ИТ-аутсорсинга?

Борис Черноярский: ИТ-аутсорсинг - новый продукт, а новый продукт всегда интересен, потому что он открывает новые возможности. Это и является одной из основных движущих сил. ИТ-гуру Кевин Келли сказал: "Богатство рождается через инновации…" Новые решения позволяют компаниям активнее развиваться, опережать конкурентов.

А что является основным препятствием на пути развития аутсорсинга?

Борис Черноярский: ИТ-аутсорсинг еще очень молод, он только-только развивается. Соответственно, нет четких формулировок со стороны получателей услуг - чего они хотят и в каком виде. В результате заказчики "зажаты". В то же время нет четких формулировок и со стороны законодательных органов. Даже не определено, что такое аутсорсинг. Не разработана система страхования рисков аутсорсинговых контрактов. И рынок цен только формируется.

Можно ли считать госсектор специфическим заказчиком? Каковы его основные потребности сегодня?

Борис Черноярский: Никаких особенностей при работе с госсектором я не вижу. C ними мы проходим все те же этапы, что и с другими компаниями - то есть выявляем потребности, согласовываем требования, участвуем в конкурсах и т.д. В процедуре проведения конкурсов тоже все игроки рынка участвуют на равных. Больше всего государственные организации заинтересованы в аутстаффинге из-за уже упомянутой проблемы с кадрами в сфере ИТ. Кроме того, есть потребность в аутсорсинге программного обеспечения, его разработки и сопровождения, в ИТ-сервисах. Некоторые госорганы уже прорабатывают вопрос о стопроцентном аутсорсинге оборудования. Например, "Роснедвижимость" в этом году провела конкурс на аутсорсинг телекоммуникационных услуг, чтобы избежать построения собственной сети и заключения контрактов с провайдерами. На мой взгляд, очень положительный опыт.

Какие направления аутсорсинга Вы оцениваете как наиболее перспективные?

Борис Черноярский: Во-первых, это полный аутсорсинг, когда в собственности у заказчика, условно говоря, только авторучка и лист бумаги, а все остальное предоставляется разными компаниями. Во-вторых, это все тот же аутсорсинг программного обеспечения, сервисов, дата-центров, серверного оборудования. Одним словом, то, что и сейчас на пике популярности.

Кого можно назвать лидерами потребления услуги ИТ-аутсорсинга? С чем связано ведущее положение именно этих компаний?

Борис Черноярский: Сложно выделить кого-то конкретно. Очень сильно заинтересован в аутсорсинге малый и средний бизнес, потому что приобретать в собственность, например, серверное оборудование или строить call-центры он зачастую не может себе позволить. В то же время сотрудничество с малыми и средними компаниями еще не отлажено, в этой сфере недостаточно готовых решений и схем, и это тормозит развитие аутсорсинга в данном сегменте бизнеса. Например, компания готова к сотрудничеству, но оказывается, что подобных проектов еще ни у кого не было. Фактически, она должна заплатить интегратору за то, чтобы он на ней "потренировался". Естественно, компанию это пугает, и с огромной долей вероятности она просто откажется от сотрудничества.

Крупный бизнес заинтересован в аутсорсинге уже с других позиций - с целью повышения рентабельности, распределения рисков, дальнейшего проведения IPO.

Каким образом сегодня, на Ваш взгляд, можно решить кадровую проблему в ИТ?

Борис Черноярский: Наша страна всегда славилась высоким уровнем подготовки технических специалистов, и всегда они были востребованы. Но в 90-ые годы произошел некий "провал" - и количество выпускников резко сократилось, и качество образования ухудшилось. Поэтому сегодня компании вынуждены идти по пути самостоятельного обучения кадров, их "выращивания". Хорошие же специалисты пользуются спросом, и соответственно, зарплаты все растут и растут.

В плане подготовки кадров наша компания не исключение. У нас также реализуются программы по обучению, сертификации, причем не только своих сотрудников, но и сотрудников компаний-партнеров. Например, в регионах некоторые компании просто не могут позволить себе крупные вложения в обучение. Мы им помогаем, объединяя несколько компаний и предоставляя доступ к обучению со скидкой. Можно сказать, что это тоже своеобразная услуга.

В регионах такое обучение специалистов - чуть ли не единственный способ решения кадровых проблем. Важно и то, что специалистов мало просто обучить - их нужно обеспечить работой, чтобы они не стремились в Москву или Санкт-Петербург, а могли реализоваться в своем регионе.

Кого можно считать основным заказчиком услуг аутсорсинга в регионах? Это местные игроки или филиалы крупных московских и питерских компаний?

Борис Черноярский: Пока инициатива проявляется в основном на центральном уровне, и в регионы попадает уже определенное решение и определенный бюджет. Финансирование аутсорсинга на местном уровне еще только развивается. Там компании еще меньше психологически готовы к тому, чтобы отдавать часть работы сторонней организации. Но постепенное движение, конечно, есть.

В каких регионах это движение наиболее заметно?

Борис Черноярский: Если не считать Москву, Московскую область и Центральный федеральный округ, то лидерами, конечно, можно назвать Северо-Западный и Уральский регионы. Но в целом большого отрыва между регионами нет - все развиваются приблизительно на одном уровне, потому что у всех примерно одни и те же интересы и требования.

Высока ли конкуренция в регионах среди компаний, оказывающих услуги ИТ-аутсорсинга?

Борис Черноярский: Здесь все зависит от конкретной ниши. Если брать аутсорсинг программного обеспечения, то здесь, безусловно, конкуренция есть. В остальных же сегментах она пока практически не ощущается. Рынок большой, потребность большая, а компаний, которые оказывали бы необходимые услуги, единицы. Компании даже могут заявлять предоставление определенной услуги, но реально оказать ее не всегда в состоянии. Опыта еще недостаточно.

Сильно ли повлиял на расстановку сил на рынке ИТ-аутсорсинга приход в Россию крупных западных вендоров?

Борис Черноярский: Места пока всем хватает. Западные производители обычно оказывают те услуги, которые способствуют продвижению их продукции. Все это прекрасно понимают. И я думаю, что у них спектр услуг все-таки сужен. Самые крупные игроки - такие как IBM и HP - предлагают услуги именно с привлечением или применительно к своему оборудованию. Поэтому особой конкуренции мы не ощущаем, она может быть только в каком-то конкретном локальном проекте. Но опять-таки она не совсем адекватная, не конкуренция в классическом понимании. Мы же не можем конкурировать с HP за обслуживание ее же оборудования. Здесь у производителя всегда есть преимущество.

Какой проект из реализованных компанией в последнее время был для Вас наиболее значим?

Борис Черноярский: Все проекты важны и интересны, потому что данное направление очень динамично развивается. И каждый шаг - новая ступень в развитии, новые знания, опыт. Из последних очень крупным и важным был проект с Федеральной налоговой службой на предоставление услуг сервисного ИТ-аутсорсинга на всей территории Российской Федерации. Проект интересен своими жесткими требованиями и сжатыми сроками.