Обслуживание компьютеров. Настройка компьютеров, серверов, АТС.


ИT-аутсорсинг – стратегическое партнерство

13 марта в Москве прошла III Всероссийская конференция «ИT-аутсорсинг 2008», организованная компанией AHConferences. Третий год подряд форум объединяет CIO и ИТ-директоров крупнейших российских компаний для профессиональной дискуссии и обмена опытом в области предоставления аутсорсинговых услуг.

Современная динамика изменения рынка, ужесточение конкуренции, использование новых подходов и технологий для производства и продажи товаров и услуг приводят к значительному повышению требований к ИТ-службе компании. CIO ежедневно сталкиваются с такими трудностями и задачами, как нехватка квалифицированного персонала на рынке труда, сокращение издержек при одновременном повышении качества и расширении спектра предоставляемых услуг. Решением проблемы может стать передача функций по обслуживанию системы инфотелекоммуникаций организации сторонней компании, специализирующейся на данной отрасли, т. е. передача на аутсорсинг. Согласно стандарту ISO 9001:2000, аутсорсинг – это процесс передачи непрофильных функций на выполнение внешней стороной. Аутсорсинг технической поддержки значительно сокращает затраты на эксплуатацию и обслуживание ИТ-инфраструктуры и персонал. Ключевым элементом при передаче на аутсорсинг части функций по управлению информационной системой является соглашение об уровне сервиса (SLA). В нем оговаривается структура выполняемых работ и определяются метрики, позволяющие количественно оценить качество ИТ-услуг. Максимальный эффект от использования услуг по ИТ-аутсорсингу получают крупные и средние компании с развитой ИТ-инфраструктурой и средней численностью сотрудников от 600 человек.

Модели аутсорсинга, по словам Василия Пачкория, менеджера по услугам и технологиям ИT, «Бритиш Американ Тобакко», можно условно разделить на пять основных архетипов: аренда персонала, сорсинг задач, проектный сорсинг, управление услугами и стратегическое партнерство. В то же время выбор модели аутсорсинга для ИТ-услуг конкретной компании может быть реализован тремя путями: консервативным (планомерный переход от простых моделей к более сложным), комбинированным (выбор на основании определенных критериев) и глобальным (стратегический выбор полного аутсорсинга). «Консервативную модель аутсорсинга обычно выбирают компании с высокой зависимостью от ИТ и «привычной» ИТ-службой, комбинированную модель – компании со зрелой внутренней ИТ-службой, западные компании со стратегией ИТ-аутсорсинга, крупные отраслевые компании и новые компании отдают предпочтение глобальной модели», – продолжает Георгий Ованесян, руководитель направления технической поддержки и ИТ-аутсорсинга, компания КРОК.

ИT-аутсорсинг – стратегическое партнерствоПреимуществами передачи функций ИТ-департамента в аутсорсинг, по мнению Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора, ОАО «Аэрофлот», являются снижение затрат, фиксация расходов на долгосрочный период, легкость масштабирования и повышение качества работ за счет компетенций компании-аутсорсера. К недостаткам можно отнести необходимость создания дополнительного ИТ-управления в компании, ухудшение сервиса за счет ориентации компании-аутсорсера на других клиентов, потеря контроля и управляемости, а также отсутствие значительных вложений в инфраструктуру компании. «Аутсорсинг нужен там, где есть ограничения по штатной численности», – говорит Сергей Кирюшин.

Василий Долгов, заместитель директора по ИТ, группа «Полюс Золото», на практическом примере сопоставил реальную стоимость аутсорсинговых услуг и работы собственного ИT-отдела. Он пришел к выводу, что выгодно использовать аутстафинг (аутсорсинговый персонал) вместо содержания низкоквалифицированного персонала. Целесообразно передавать проекты на выполнение сторонним компаниям в общем случае, а реализовывать собственными силами только те проекты, которые не требуют расширения штата и соответствуют квалификации персонала. Иногда имеет смысл ключевых менеджеров проекта хотя бы временно привлекать в штат.

И все же, как бы заманчиво ни звучало предложение о передаче всей ИТ-инфраструктуры компании на аутсорсинг, здесь существует ряд ограничений. «Стратегические функции нельзя передавать на аутсорсинг, если вы хотите получить результат», – резюмирует Алексей Герасимов, исполнительный директор департамента ИТ, UniCredit Bank.